Облицовка (отделка) бассейна

По своим эксплуатационным качествам мозаика не знает себе равных. Это невероятно прочный материал, выдерживающий сильные перепады влажности и температур. В частности, мозаику широко применяют для различных поверхностей в турецких банях (хамамах), а также для отделки чаш бассейнов. Это обусловлено тем, что у данного материала практически нулевой коэффициент влагопоглощения. Также, мозаику керамическую и стеклянную можно использовать для отделки каминов и печей, из-за её высокой жаропрочности. Наиболее популярной у покупателей сегодня является мозаика для ванной, входящая в состав множества коллекций керамической плитки в виде элементов коллекции. На нашем рынке присутствует мозаика из стекла, смальты, камня, керамогранита, керамической плитки и даже металла. Все стеклянные тессеры (элементы мозаики) имеют примерно одинаковую форму, расцветку да и цену. Их производят как в Китае, так и в Европе. Налажено производство мозаики и в России — коллекция Темари под брендом Kerama Marazzi. Рассмотрим основные виды мозаики.
Стеклянная мозаика
Производство. Всю стеклянную мозаику производят по сходной технологии. В результате переплава кварцевого песка, полевого шпата, соды с оксидами металлов при температуре 1400°С получается однородная масса, которую формуют литьевой штамповкой при температуре 1000°С. Во избежание трещин, вызванных температурными напряжениями, отформованную плитку подвергают отжигу в так называемых туннельных печах, где она охлаждается до комнатной температуры с постоянной скоростью, двигаясь по конвейеру.
Качество. В мире не существует общих норм качества для стеклянной мозаики. Например, итальянские производители оценивают эту продукцию по критериям стандартов UNI и DIN, разработанных для глазури керамической плитки, а также нормам Соединенных Штатов Америки ANSI и ASTM для изделий и материалов. К сожалению, французские и китайские коллеги не приводят в каталогах подобных показателей, но в связи с аналогичными технологиями мы будем ориентироваться на параметры итальянского стекла. Проанализировав технические данные, предоставленные BISAZZA и TREND, мы убедились, что стеклянная мозаика — разносторонний облицовочный материал, который удовлетворяет требованиям многих стандартов:
 ✓  не поглощает воду (UNI EN 99) и не порист, поэтому его можно применять в помещениях с любой влажностью и чашах бассейнов;
 ✓  устойчив к резким температурным перепадам в диапазоне от +15 до +145°С (UNI EN 104). Это позволяет его использовать для облицовки камина снаружи (но не изнутри, где температура может быть намного выше);
 ✓  морозоустойчив — способен выдержать не менее 100 циклов перехода от минусовых температур к плюсовым без потери качества (UNI EN 202). Следовательно, пригоден для облицовки открытых замерзающих бассейнов, в которых на зиму оставляют воду, и внешних стен. Отметим, что это свойство больше всего связано с отсутствием в материале пор и воды в них. Поэтому стеклянная мозаика более морозоустойчива, чем керамическая плитка (кроме специализированной), и способна выдержать большее число циклов, а также температуру до −30°С;
 ✓  не поддается воздействию химических реагентов и многих неорганических и органических кислот (UNI EN 122), содержащихся в большинстве моющих средств. Так что смело кладите мозаику на столешницу или стены на кухне. Однако не забудьте, что пищевая лимонная кислота способна повредить материал уже через сутки-двое, если ее не стереть вовремя;
 ✓  цвета изделия не выгорают под длительным воздействием света с ультрафиолетовой составляющей, поэтому мозаичное полотно можно незаметно подремонтировать новыми модулями.
В связи с тем, что мозаика, как правило, применяется во влажных помещениях (бассейнах, ванных комнатах), не последнюю роль среди ее характеристик играет коэффициент трения, который описывается классами сопротивления скольжению. Обычные серии относятся к самому низкому классу сопротивления скольжению в рабочей обуви R9 (DIN 51130). Это означает, что человек сможет удержаться на плоскости, наклоненной менее чем на 10° к горизонтали. Чего вполне достаточно для того, чтобы вы босиком удержались на ногах в раздевалке перед бассейном или в ванной комнате, но не на полу, залитом водой.
При оценке класса сопротивления скольжению не учитывается влияние межплиточных швов, которые создают дополнительное трение. На длину ступни взрослого человека (около 25 см) приходится минимум 10 швов в случае использования двухсантиметровой плитки. Таким образом, если вы решите выложить душевой поддон обычной стеклянной мозаикой, не сомневайтесь — он получится нескользким. В технических характеристиках мы не увидели даже намека на данные испытаний на прочность мозаики. Это связано с хрупкостью изделий из стекла и их малой величиной. Сложно приложить усилие на изгиб или сжатие к модулю размером 20 × 20 мм, не затронув соседние элементы. Однако отметим, что падение металлического предмета (скажем, гаечного ключа) способно расколоть стеклянную мозаику на мелкие и острые осколки.
Цвет. Помимо оксидов металлов, придающих каждому модулю свой неповторимый вид, в шихту (исходную смесь материалов) добавляют и другие компоненты. Обычно производители стеклянной мозаики в пределах одной коллекции делят разные цвета по ценовым категориям. Минимум на 4 максимум на 5.
Первая, самая дешевая категория — это светло- голубые и коричневатые оттенки.
Вторая — более насыщенные синие, зеленые, сиреневые.
Третья категория — желтые и красные тессеры.
Четвертая и пятая присваиваются дорогой мозаике, полученной с применением полудрагоценного камня авантюрина, желтого и белого золота и, наконец, «жидкого золота».
Разница между категориями по цене может составлять 10-40%.
Цвет, форма и размер. Стеклянная мозаика бывает прозрачной и непрозрачной.
Прозрачную серию выпускает  Piranesi — Коллекция «Wall Picture Series». При монтаже подобной мозаики очень важно, чтобы подложка была белой. Для этого используют либо белый клей, либо прозрачный в сочетании с предварительной грунтовкой белыми составами. До сих пор прозрачная мозаика не пользовалась популярностью, хотя по цене она близка к матовой. Это связано с тем, что ее мало пропагандировали продавцы. А ведь она может сделаться интересным декором на фоне матовой мозаики.
 Непрозрачную мозаику производят двумя способами. Для получения плитки первой и второй категорий стоимости в цветной расплав добавляют порцию мельчайшего белого песка. Эта мозаика несет в себе белесые включения, в результате чего выглядит и стоит относительно недорого. Для получения модулей третьей категории и выше (желтые и красные оттенки, авантюриновая мозаика) производители сильно увеличивают концентрацию того или иного красителя, поэтому изделия приобретают более насыщенный цвет.
Цвета непрозрачной мозаики разнообразны. С каждым годом число цветовых вариаций в сериях растет. Борьба ведется за наиболее плавные переходы полутонов, поскольку как раз такие модули требуются для производства художественных панно, растяжек и разноцветных смесей. Наиболее популярны бело-голубовато-зеленоватые оттенки, используемые в облицовке бассейнов и ванных комнат. Сочетания на основе этих цветов могут стоить в 2 раза дешевле, чем одноцветная мозаика. На пути к своеобразному виду своих изделий фабрики предлагают серии с различными декоративными эффектами. Пример серия «Темари» от российского производителя «Kerama Marazzi».
Авантюрин
Этот загадочный полудрагоценный камень получил свое современное название от итальянского слова aventurine — счастливый случай. По преданию, в XVI в. итальянские стеклодувы из местечка Мурано близ Венеции случайно получили стеклянную имитацию этого природного камня — в расплавленную массу попало некоторое количество медных опилок. Фактически поделочный авантюрин — это минерал, тонкозернистый кварц SiO2, отличающийся из-за присутствия меди красноватым, даже красно-бурым цветом с мерцающим отливом. Природная версия может быть желтоватой или зеленоватой, с включениями пластинчатых или чешуйчатых минералов: зеленой слюдки-фуксита, вишнево-красного гематита и др.
Выпускают мозаику с авантюрином и в Италии, Франции и в Испании. Производят ее по-разному. Итальянцы добавляют авантюрин в толщу плотно прокрашенного стекла. Получившаяся в результате мозаика отличается от просто матовой глубиной цвета и красочными прожилками с загадочным мерцанием. Французы удешевили технологию и делают двухслойную авантюриновую мозаику. На толстый нижний слой наносят авантюрин, который сверху прикрывают тонкой стеклянной пластинкой с разводами «полудрагоценного камня» и красителя. Испанцы предлагает различные сочетания цветовых оттенков и авантюрина в коллекции. Стоит авантюриновая мозаика по-разному. Самая низкая цена у китайских изделий: 1 м2 — $ 90, у европейцев от 120 до 170 (цены указаны для двухсантиметровых модулей.
Сочетание камня и мозаики
Сочетав камень и стеклянные элементы в одном модуле в серии «Stone Glass Series» производители мозаики «Piranesi» решили вопрос с применением мозаики, как на полу, так и на рабочих поверхностях типа столешницы или фартука на кухне. Секрет заключается в том, что каменные элементы по толщине несколько толще стеклянных элементов и тем самым принимают на себя всю абразивную нагрузку. Но зато как в итоге преображается поверхность!!!! Какое раздолье для дизайнеров в использовании данного материала. И вы, уложив данную мозаику на пол кухни или коридора можете уже не волноваться за то, что стеклянные элементы разобьются при наступании на них, так как уже писалось выше всю нагрузку на себя примут именно каменные элементы.
Размер и форма. Традиционно производители стеклянной мозаики делают модули размером 20 × 20 мм. Они имеют относительно ровную и гладкую лицевую поверхность и обратную сторону, снабженную фасками под 45° и насечками для увеличения площади сцепления с клеем при укладке. Этот размер оптимален, поскольку не слишком мал (швы несопоставимы с модулем и не мешают восприятию мозаики) и не слишком велик для отделки фасонных поверхностей. Минимальный радиус, при котором облицованное изделие визуально сохраняет свою плавность, — 10-15 см. Максимальный угол, под которым можно уложить модули без изменения толщины шва, — 90° (он достигается за счет фасок).
Помимо 20 × 20 мм существует размер 10 × 10 мм. Десятимиллиметровая мозаика скорее применяется для панно и декора, нежели для фона, да и стоит в 2 раза дороже двухсантиметровой. Существуют и большие мозаичные чипсы: 25 × 25 и 45 × 45 мм. И, наконец, серия Painting от PIRANESI представляет собой ассорти из стандартных квадратов 2.35×2.35 и прямоугольников 2.35×4.85 см.
Для модулей 10 × 10 и 20 × 20 мм характерна толщина 4 мм, для более крупной мозаики — 4,2-5 мм и более. Это приносит дополнительные сложности в укладку комбинированных панно. Если вы захотите разнообразить мозаичную поверхность вставками из крупных элементов, придется специально выводить общий уровень за счет большего слоя клея, вдавливая крупные элементы чуть сильнее.

Смальта

Современную смальту получают в результате прессования мелких частичек плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов и спекания при температуре 700-800°C в течение суток. Соотношение кварца и красителей — не менее 30/70%. Высокое содержание пигментов и длительный цикл производства делают смальту дорогим удовольствием. Но ведь ничто с ней и не сравнится! Настоящая смальта выглядит очень достойно: ее легко узнать по насыщенному цвету, даже самые светлые тона не имеют никаких белых включений. Причем технология производства такова, что цвета раз от разу получаются неодинаковыми, поэтому смальту можно отличить и по неоднотонности полотна. Она имеет очень гладкую и приятную на ощупь поверхность, с которой легко удаляются любые загрязнения (легче, чем с поверхности недорогих стеклянных мозаик). Кроме внешнего вида, смальта отличается от стекла по техническим характеристикам. Ей присуща устойчивость к абразивному износу, что делает ее пригодной для укладки в местах с повышенной нагрузкой как внутри здания, так и снаружи (коридор, кухня, поверхность около бассейна, крыльцо). По этому показателю — 261 мм3 смальта приближается к керамограниту.

Керамическая мозаика

Керамическая мозаика производится по технологии «монопрессокоттура» и по многим параметрам сравнима со стеклом и смальтой. Она имеет плотную основу и низкое водопоглощение (1-3%), что позволяет использовать ее для облицовки бассейнов. Например под торговой маркой OPOCZNO ( Польша) производится серия «Palette». «Монопрессокоттуру» получают путем одновременного прессования основы плитки и слоя глазури с последующим обжигом при температуре 1200°С. Это позволяет достичь водопоглощения менее 3%, а также повышенной морозо-, тепло- и химической стойкости (материалу присвоен класс АА стандарта UNI EN 122, это означает, что на изделие не оказывают воздействия химические вещества) — не хуже, чем у стекла и смальты. Коэффициент трения глазури изначально высок — соответствует классам B нормы DIN 51097 и R11 стандарта DIN 51130 и позволяет уверенно себя чувствовать при уклоне 20°. Как видите, керамическая мозаика так же многогранна, как и стекло. Она подходит для облицовки любых поверхностей в помещениях и на улице.

Компании-продавцы позиционируют керамическую мозаику как чуть более дорогой материал, чем простое стекло . Но у нее есть несколько преимуществ. Например, высокая прочность, которая сочетается с устойчивостью к абразивному износу и оригинальным внешним видом.
Пиленая мозаика
Под пиленой мы понимаем мозаику, которая получается путем разрезания камня, керамической и керамогранитной плитки. Эти изделия объединяет технология производства и, как результат, некоторое сходство внешнего вида. Их потребительские свойства в полной мере зависят от исходного материала. Например, каменная мозаика, изготовленная из туфа, будет более мягкой, чем мраморная, которая, в свою очередь, менее твердая, чем гранит. Или модули из керамогранита более универсальны, нежели из керамической плитки, — из-за высокой износостойкости, морозоустойчивости и низкого водопоглощения.
Каменная мозаика
В ее производстве используются самые разные породы природного камня, начиная от туфа и кончая редчайшими породами мрамора и яшмы, и несколько видов агломерированного. Цвет камня индивидуален, получающееся изображение уникально. Каменная мозаика пилится из плит толщиной 8-10 мм на квадратные тессеры размером 10 × 10, 20 × 20, 30 × 30 мм, прямоугольные 15 × 45, 20 × 30 мм или криволинейные модули. Камень может иметь матовую, полированную или специально состаренную поверхность.
Под ковром понимается напольная декоративная композиция, напоминающая обычный тканый ковер. Она может быть украшена цветочным, орнаментальным или каким угодно другим рисунком. Традиционно в этом случае используются не только квадратные и прямоугольные модули, но и «подколка» — элементы неправильных форм, точно подгоняемые друг к другу. Розоны — это круглые или квадратные орнаменты с диаметром или стороной квадрата 90, 100, 120 см и более. Декор и бордюры с растительным или геометрическим орнаментом служат обрамлением для панно и ковров или используются для оживления материала, выбранного в качестве фона.
Лист или матрица
Цветные мозаичные элементы раскладываются на листах (матрицах). Модули на листе фиксируются с помощью бумаги или пленки, наклеенной с лицевой стороны, или же с помощью сетки, приклеенной с изнанки. Времена, когда мозаичный фон кропотливо выкладывался вручную, отошли в далекое прошлое. Смеси (миксы) — матрицы, набранные из разноцветных элементов, — являются основным продуктом, поступающим к потребителям.
В производстве стеклянной мозаики наиболее распространена передовая и дешевая «бумажная» технология. Ее основной недостаток состоит в том, что при монтаже матрицы не видно лицевой стороны. Если сравнивать с сеточной технологией, отличий два. Во-первых, улучшается адгезия мозаики к поверхности, так как нет промежуточной основы — сетки. Во-вторых, если при отделке выпуклых участков матрицей на сетке швы расходятся, то на «бумажной» основе — никогда..
Как правило, изготавливаются матрицы размером около 30 × 30 см. Этот размер у разных производителей варьируется в зависимости от величины швов.
В связи с большим весом каменную, металлическую и смальтовую мозаику крепят на сетку из плотного картона или ПВХ, а металлическую и смальту — только на ПВХ-сетку. Традиционно производители стараются выдержать размер 30 × 30 см и шов не более 2 мм — это связано с удобством укладки и общей эстетикой.
Растяжки (от итальянского sfumature) — это панно длиной 2,5-2,8 м и требуемой ширины, на которых цвет мозаики плавно меняется от одного конца к другому.
Панно, выполненное в технике матричной сборки, — это изображение, набранное из мозаики правильной формы. В распоряжении многих компаний имеются компьютерные программы, позволяющие разделять любые изображения на элементы, по цвету и форме соответствующие фабричной мозаике. Изделия, созданные с помощью этой программы, есть в каталогах каждого производителя и могут поставляться из-за рубежа или делаться в России. Такие панно дают возможность каждому покупателю получить декоративную картину, не прибегая к дорогостоящей технике подколки.
Цены
Как вы, наверное, уже поняли, самая дешевая мозаика — стеклянная, размером 20 × 20 мм, в виде разноцветных смесей, которые поставляются для облицовки бассейнов. Цена 1 м2 — в районе 500 −600 рублей за кв.м ( серия LV от китайского производителя Luis Valentino). Стекло с декоративными эффектами стоит от 2 000 до 6 000 зависимости от производителя. Китайская мозаика дешевле всех. Российская мозаика вам обойдётся в 1600 −2500 рублей. Польская мозаика стоит приблизительно столько же. Вслед за ней идёт мозаика европейских производителей, которые стоят в районе 3-5 тыс. рублей. Смальта обходится примерно в 7 000 рублей кв.м. И, наконец, самая дорогая — это мозаика из камня и металла. Цены за 1 м2 этих изделий достигают $ 1000. Мозаичные декоры и панно, собранные из неколотой мозаики, дешевле, чем высокохудожественные работы. Как правило, декоры и бордюры оцениваются погонными метрами.
Художественная мозаика оценивается почти как произведение искусства. Панно средних размеров 1 × 1 м стоит, как минимум, $ 800-1000, а эксклюзивный ковер из камня от SICIS может обойтись в $ 10000.
Таким образом, почти каждый сможет найти для себя мозаику по душе и кошельку и расцветить ею интерьер.
Инструкции по укладке мозаики в помещении
Перед началом укладки мозаики рекомендуем внимательно прочитать инструкции. Укладка должна выполняться опытным и квалифицированным специалистом.
1. Предварительные операции и подготовка поверхности
Поверхности должны быть гладкими, планарными, отвесными, прочными, сухими и абсолютно чистыми. Рекомендуется отшлифовать поверхность для получения белого фона; при снятии более 2 мм рекомендуется использовать специальные материалы. Для обеспечения хорошего результата температура окружающей среды должна находиться в пределах между +5′ и +30′ С.
2. Подготовка к укладке
Перед началом укладки рекомендуется провести на облицовываемой поверхности линии, помогающие правильно позиционировать листы. Расстелив листы на полу, измерьте общий размер 3 соседних листов, уложенных так, чтобы расстояние между листами было равно расстоянию между кусочками; перенесите этот размер на облицовываемую поверхность как по горизонтали, так и по вертикали, с тем, чтобы, используя отвес и уровень, можно было нанести сетку. Стена окажется разделенной на несколько квадратов, каждый из которых соответствует девяти листам мозаики.
3. Укладка
Рекомендуется использовать клей белого цвета LitoPLUS K55 для стеклянной мозаики торговой марки LITOKOL, чтобы после укладки цвет мозаики не приобрел нежелательных оттенков. Прочитайте и соблюдайте инструкции производителя клея. Для оптимальной укладки рекомендуем проверить, что клей имеет достаточную консистенцию для того, чтобы листы мозаики не сползали. Плоской стороной шпателя равномерно нанесите клей на стену, покрывая площадь, не превышающую площадь девяти листов. Зазубренной стороной шпателя (зубья 3-4 мм.) «причешите» клей [фотография 1]. Рекомендуем не покрывать клеем слишком большие поверхности для предотвращения образования пленки на поверхности, подготовленной для укладки.
3.1. Укладка мозаики, наклеенной на бумагу
Приклейте листы мозаики так, чтобы сторона с бумагой была обращена к работнику [фотография 2.a].
Нажимайте на бумагу, всегда выполняя движения в одну сторону. Постучите по кусочкам мозаики резиновым шпателем для обеспечения полного приклеивания. Настоятельно рекомендуется не использовать металлический шпатель.
     
1 2.a 3.a
Важно убедиться, что расстояние между двумя соседними листами равно расстоянию между соседними кусочками мозаики с тем, чтобы все затирки были одинаковыми.
После укладки подобным способом девяти последовательных листов вернитесь к ранее уложенным листам и мокрой губкой смочите бумагу- подложку так, чтобы она сама начала легко отделяться от мозаики. Работайте осторожно, так как клей на этом этапе еще сырой [фотография З.a]. Теперь снимите бумагу, беря ее за угол и медленно перемещая по диагонали, рядом со стеной, стараясь не сместить кусочки мозаики [фотография 4.a].
4.a 5.a 6.a
Скорректируйте дефекты выравнивания маленьким шпателем и удалите излишки клея до того, как он высохнет. Повторяйте все эти операции до тех пор, пока не будет облицована вся облицовываемая поверхность. До начала затирки швов подождите 24 часа до высыхания клея.
Важное примечание: для укладки мозаичных смесей с мозаикой из золота действительны эти же вышеописанные правила, однако следует обращать особое внимание на разницу толщины кусочков.
Перед началом укладки на задней части каждого листа, т. е. на части, которая будет соприкасаться с клеем, рекомендуем вокруг каждого кусочка мозаики из золота нанести количество затирки, необходимое для компенсации разницы толщины кусочка мозаики из золота и расположенных рядом кусочков.
Дополнительные инструкции для укладки и затирки мозаики формата 10Х10 мм
При укладке мозаики 10×10 мм для разравнивания клея рекомендуется использовать шпатель с зубьями 3мм.
После укладки листов и снятия с мозаики бумаги скорректируйте все дефекты шпателем толщиной макс. 0.5 мм.
Внимание: важно удалить все остатки клея до того, как он высохнет, особенно если предполагается выполнять затирку мозаики цветом, отличным от белого цвета клея. Очень важно всегда использовать затирку LITOCHROM 1-6 торговой марки LITOKOL с мелкими зернами или высококачественную затирку торговой марки NANOCOLOR и соблюдать инструкции фирмы-изготовителя.
3.2. Укладка мозаики, наклеенной на сетку
Приклейте лист к поверхности лицевой частью вверх [фотография 2.b], нажимая резиновым шпателем [фотография З.b].
1 2.b 3.b
Важно убедиться, что расстояние между листами равно расстоянию между отдельными кусочками, чтобы все швы были одинаковыми. До начала затирки подождите 24 часа до высыхания клея.
4. Затирка швов
4.b 5.b
Рекомендуем использовать затирочную смесь на цементной основе >LITOCHROM 1-6 для затирки мозаики торговой марки LITOKOL или высококачественную затирку торговой марки NANOCOLOR по инструкциям фирмы-изготовителя. Перед началом затирки тщательно очистите кусочки мозаики ото всех остатков клея, оставленных бумагой (для мозаики, наклеенной на бумагу), смоченной в воде губкой. Нанесите затирку резиновым шпателем в вертикальном и горизонтальном направлении, покрывая за раз не более 2 квадратных метров [фотография 5.а 4.Ь]. Удалите лишнюю затирку резиновым шпателем, перемещая его по диагонали. Оставьте затирку в швах для высыхания приблизительно на 10-20 минут (время может варьироваться в зависимости от условий окружающей среды) до тех пор, пока она не станет слегка матовой.
5. Очистка
После затирки влажной губкой с мозаики удаляется излишек раствора, выходящий из швов. Работайте всегда по диагонали, не нажимая слишком сильно и сохраняя губку плоской с тем, чтобы не вымывать затирку из шва [фотография 6.а 5.b].
Дайте затирке высохнуть по инструкциям фирмы-изготовителя, приведенным на упаковке, и снова несколько раз выполните очистку от излишков влажной губкой. При необходимости используйте кислотный очиститель, смывая его несколько раз большим количеством воды.
* При использовании для затирки швов эпоксидной затирки LITOCHROM STARLIKE торговой марки LITOKOL, внимательно ознакомьтесь с инструкцией фирмы-производителя.
6. Резка стеклянной мозаики
Кусочки мозаики могут нарезаться следующим образом:
 ✓  индивидуально, отдельно каждый кусочек, используя кусачки для мозаичных работ;
 ✓  рядом кусочков, разрезая бумагу или сетку ножом;
 ✓  целым листом алмазным диском диаметром 10 см с непрерывным венцом. Вначале отметьте карандашом разрезы, которые необходимо выполнить, на бумаге (или на мозаике, если она наклеена на сетку), а затем разрежьте мозаику алмазным диском, за несколько проходов, каждый раз более глубоких, для предотвращения раскалывания кусочков мозаики.
7. Уход
Для ежедневной очистки рекомендуем использовать обычные нейтральные моющие средства.
Не используйте воск, масла, фтористоводородную кислоту и фосфорную (или ортофосфорную) кислоту.
Для удаления сильных загрязнений рекомендуется использовать слегка кислотное моющее средство LITOCLEAN торговой марки LITOKOL, в соответствии с рекомендациями фирмы- изготовителя, сразу же смывая его несколько раз большим количеством воды.
Инструкции по укладке мозаики в бассейне
Помимо общих инструкций по укладке мозаики при укладке мозаики в бассейне следует также соблюдать приведенные ниже рекомендации.
Предварительные операции
Перед началом укладки мозаики рекомендуется выполнить проверку бассейна на герметичность с целью выявления, при обнаружении утечек воды, необходимости выполнения герметизирующей обработки, и выполнить статические испытания структуры. Напоминаем, что материал, используемый для шлифовки, не является герметизирующим. Стройплощадка должна защищаться от воздействия дождя и солнца и, в частности, необходимо предотвратить застой воды на облицованных поверхностях по меньшей мере в течение 20 дней после укладки. Это защитное покрытие будет также служить для поддержания температуры подстилающего слоя в пределах от 5’С до 30’С с начала укладки и по меньшей мере в течение 10 дней после окончания работ.
Мозаика
Для большей гарантии герметичности наиболее часто используемых клеев рекомендуется мозаика, наклеенная на бумагу.
При применении золотой мозаики рекомендуется использовать волнистую мозаику для пола.
Подстилающий слой
Для хорошей адгезии клея необходимо удалить остатки шабровочного или подобного материала железными щетками, ротационным шлифовальным кругом или содой в гранулах, разведенной до 5% в воде, и сразу же сполоснуть. Отшлифуйте шлифовальным кругом неровности цемента и выступающую железную арматуру и покройте ее соответствующим антикоррозионным составом.
Если возможно, рекомендуется закруглить все вертикальные и горизонтальные кромки с радиусом, большим или равным 50 мм, если укладываемая мозаика наклеена на сетку, и 30 мм, если она наклеена на бумагу. При этом мозаика может точно следовать подстилающему слою.
Клей
При укладке мозаики в бассейн на цементный подстилающий слой используйте монокомпонентный клей LitoPLUS K-55 торговой марки LITOKOL. Используйте зубчатый шпатель размером 5 мм. Избыток клея удаляется пластмассовой щеткой.
ВАЖНО
Рекомендуется не заполнять водой бассейн по меньшей мере в течение первых 20 дней после укладки мозаики.
Термальные бассейны
При укладке мозаики в термальных бассейнах рекомендуем выполнять затирку мозаики эпоксидной затиркой, учитывая особую агрессивность содержащихся в воде веществ.
Очистка и уход
Для удаления сильных загрязнений бассейнов облицованных мозаикой рекомендуется использовать слегка кислотное моющее средство LITONET и LITONET GEL, в соответствии с рекомендациями фирмы-изготовителя, сразу же смывая его несколько раз большим количеством воды. — По завершении операций укладки упаковка и оставшийся материал могут выбрасываться как строительный мусор.